Как пользоваться динамометрическим ключом? Ответ на этот вопрос будет интересен многим автомобилистам. Использование этого инструмента позволяет обеспечить точное усилие при затягивании соединений, что очень важно при закручивании болтов на колесах. В этой статье мы расскажем, какие существуют виды динамометрических ключей, и как ими правильно пользоваться.
Виды ключей
Существуют три разновидности данного инструмента:
- Щелчковый — самый распространенный тип ключа. Его конструкция имеет специальный ограничитель усилия, который не позволяет закрутить сильнее заданного показателя. После достижения этого показателя раздается щелчок. Эти ключи имеют приемлемую стоимость, несложные в применении, отличаются небольшой погрешностью в районе 4%. Инструменты оснащены храповым механизмом, как у трещотки;
- Стрелочный — бюджетный вариант динамометрического ключа, не имеющий храпового механизма в отличие от щелчкового. Из-за этого он сложен в использовании для не имеющих опыта применения людей, ведь его нужно будет переставлять в процессе работы. Отслеживать силу придется самостоятельно по шкале, т.к. ограничителя усилия у него нет. Кроме того, погрешность инструмента довольно большая, особенно это проявляется со временем;
- Электронный — наиболее современный вариант, имеющий дисплей, на котором выставляется необходимое значение крутящего момента. При достижении этих показателей инструмент издает звуковой сигнал. Помимо стандартного применения он может использоваться и для измерения крутящего момента у ранее закрученного соединения. Цифровой ключ имеет минимальную погрешность, но стоит значительно дороже механических.
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа
Наиболее популярным среди автомобилистов считается щелчковый ключ. Он достаточно простой в применении и не дорого стоит. Чтобы не совершить ошибок в процессе эксплуатации, нужно знать, как его правильно использовать.
[irp posts=»4098″ ]
Выставление значения
Первое, что нужно сделать перед началом работы, это выставить нужное значения момента силы на шкале.
Для этого нужно сделать следующее:
- Открутить фиксатор, расположенный снизу рукоятки инструмента. Это позволит вращать шкалу для выставления нужного усилия;
- Выставить нужные цифры на вертикальной шкале. Делается это вращением рукоятки по часовой стрелке. Узнать необходимое значение усилия можно в мануале автомобиля. Обычно оно составляет от 80 до 140 Нм. Дополнительная шкала используется для выставления точных цифр, т.к. на основной они указаны с шагом 25 Нм. При этом итоговый крутящий момент складывается из значений на обеих шкалах. Например, нужно установить 80. Тогда ставим 75 на основной шкале и 5 на дополнительной;
- Закрутить гайку на рукоятке, чтобы зафиксировать установленное значение момента силы.
[irp posts=»4054″ ]
Работа инструментом
Когда крутящий момент выставлен, можно приступать к закручиванию болтов. Для этого ключ насаживается на болт и закручивается до характерного щелчка. После этого ключ не будет закручивать дальше и начнет проскальзывать. Такой механизм обеспечит точную силу затягивания без риска слишком большого усилия.
Окончание работы
После завершения работы необходимо снова открутить гайку фиксирующего механизма на рукоятке и установить нулевое значение, а затем закрутить. Правильное хранение инструмента продлит срок его службы и снизит риск увеличения погрешности.
[irp posts=»4043″ ]
В заключение
Теперь Вы знаете, какие типы динамометрических ключей существуют, и как пользоваться динамометрическим ключом. В этом нет ничего сложного, если научиться правильно выставлять значение момента силы на основной и дополнительной шкалах инструмента.